Т-35
«Т-35» - первая в СССР боевая машина, относящаяся к классу тяжелых танков. Её разработка была завершена в начале 30-х годов. Танк поступил в серию, но его выпуск в масштабах отечественного танкостроения был очень скромным – на фоне тысяч других выпущенных танков, число «Т-35», поступивших в войска несколько меркнет – всего 61 машина, включая два прототипа. Тем не менее нельзя не обратить внимание на этот впечатляющий для своего времени танк.
Описание
Эксперименты советских конструкторов по созданию тяжелых боевых машин шли ещё в 20-е годы, однако длительное время подготовить прототип и довести его до массового производства не удавалось. И вот в начале 30-х годов наконец-то
удалось добиться создания рабочего прототипа. Все началось с организации конструкторского бюро под руководством Николая Всеволодовича Барыкова. В это КБ вошли специалисты, которые уже имели опыт работы над более ранними
советскими проектами тяжелых танков. Именно это КБ и начало ударными темпами создавать новую тяжелую боевую машину, позже получившую название «Т-35». Первый прототип был готов к лету 1932-го года, что и было предусмотрено планом.
Готовый экземпляр получился по массе несколько тяжелее чем ожидалось. Танк обладал довольно солидным для начала 30-х бронированием – толщина брони прототипа достигала 40мм в лобовой проекции. Вооружение, на первый взгляд,
было самой сильной стороной «Т-35» - в центральной башне располагалась мощная 76-мм пушка(в прототипе установили лишь её макет) «КТ-28», две 37-мм пушки «20К» находились в малых башнях впереди и позади основной башни.
В качестве дополнительного вооружения устанавливались еще три пулемета(«ДТ»). Машина развивала скорость до 28 - 30 км/ч, имела хорошие показатели удельного давления на грунт. Второй прототип появился весной 1933-го года и даже успел поучаствовать в майском параде 1933-го года.
Серийный образец, однако, имел серьезные отличия от демонстрируемых ранее военным прототипов. Танк был серьезно доработан – изменены конструкции башен, корпуса и ходовой части. В 1934 году промышленность выпустила
10 танков «Т-35». Вышеупомянутая пушка «КТ-28», адаптированная для танка, вызывала шквал критики со стороны советских военных специалистов за низкие характеристики её бронебойного снаряда,
хотя стрельба осколочно-фугасными снарядами нареканий не вызывала. Эту пушку предполагалось заменить впоследствии на более мощную. Обзорность из машины была удовлетворительной – её обеспечивали обычные смотровые щели,
а также перископы. Все «Т-35» были радиофицированными и таким образом имели средства связи.
Внешне танк производил очень приятное впечатление и казался невероятно мощной боевой машиной, но в реальности имел множество существенных недостатков, которые и не позволили в итоге ему выйти за рамки ограниченной серии
в шесть десятков единиц. Например, одним из недостатков был сильно ограниченный обзор механика-водителя. Другой, куда более серьезной проблемой, стала сложность управления «Т-35» в боевых условиях.
Даже самый одаренный командир едва ли мог справиться с координацией огня всех пяти башен танка. Это сильно нивелировало боевую ценность машины. Была попытка найти выход в установке специальной
системы наводки башен – ТПУАО(«Танковый прибор управления артиллерийским огнем») , но несмотря на её успех в серию танки, оснащенные такой системой, не пошли из-за её дороговизны и сложности эксплуатации,
проблем ремонта и обслуживания. Из-за большого количества орудий количество членов экипажа было очень большим – 11 человек.
Летом 1941-го года «Т-35» вступили в бой с гитлеровскими захватчиками.
Увы, но этот стальной монстр практически никак не проявил себя в условиях реальных боевых действий. Справедливости ради стоит отметить,
что эти слабоманевренные танки оказались тем страшным летом 41-го в совершенно неподходящих для себя условиях, поэтому вероятно и толку от них было немного. Всего за несколько дней эти машины,
выполняя порой противоречивые приказы командования, совершили несколько форсированных маршей, так и не вступив в бой с противником, но уже от этого половина материальной части вышла из строя.
Лишь несколько танков «Т-35» было непосредственно уничтожено немецкой армией. Некоторое количество этих машин уцелело и впоследствии приняло участие в битве за Москву.
К сожалению, несмотря на внушительный вид этих машин, славы они не сыскали. Будущее было за однобашенными танками, что и продемонстрировал дальнейший ход войны.
Многие «эксперты», оценивая эту боевую машину довольно издевательски относятся к ней, однако стоит сказать, что этот танк по сути был всего лишь экспериментом в отечественном танкостроении.
Он дошел до серийного производства, но выпущено танков «Т-35» было ничтожно мало. Это свидетельствует о том, что советское руководство трезво оценивало свои ресурсы и возможности,
поэтому сделало ставку на более универсальные боевые машины, такие как «Т-34». Можно конечно считать тяжелые танки «Т-35» ошибкой, но знаете ли не ошибается только тот, кто ничего не делает.
В конечном счете отечественная танковая промышленность смогла дать фронту более совершенные и качественные танки, а опыт проектирования и создания «Т-35» впоследствии пригодился советским конструкторам
при разработке более новых машин.