БТ-2
Прототипом для создания танков "БТ-2" послужила машина американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Именно на основе чертежей танка Кристи (образец M1931) советские конструкторы создавали первые машины серии "БТ". Вопреки расхожему мнению создание танка "БТ-2" не было копированием американской машины, поскольку исходный образец имел множество недостатков и недоработок, которые еще только предстояло устранить советским специалистам. "БТ-2" стал первой машиной в многочисленном семействе быстроходных танков. Дальнейшее развитие этих машин в будущем приведет к созданию более совершенных машин.
Описание
Весной 1930 года Советский Союз подписывает с американским конструктором Дж.У.Кристи договор на поставку двух танков с технической документацией и правом на производство. Осенью этого же года купленные машины прибыли в СССР без вооружения и башен, что возмутило советских представителей и осложнило отношения с Кристи. Кроме того и поставленная вместе с танками документация оказалась неполной. За это внушительная часть суммы от сделки была удержана с американского конструктора. Планировалось как можно быстрее запустить новые машины в серию, однако начавшиеся испытания выявили множество дефектов и недоработок конструкции, прежде всего это казалось ходовой части. Однако скоростные характеристики танка действительно впечатлили советских военных. В итоге танк рекомендовали к принятию на вооружение, но все же предстояла большая работа по усовершенствованию исходной конструкции. Летом 1931-го советские специалисты закончили разработку технологической документации для "БТ-2". К производству машины привлекались несколько заводов - Харьковский паровозостройтельный завод(ХПЗ), Московский радиаторный завод, Ижорский завод, завод "Большевик" и т.д. Все они выпускали различные комплектующие, образуя производственную цепочку. К началу ноября 1931 года из-за сложностей с освоением машины в производстве и большой спешки, было изготовлено лишь 3 танка "БТ-2", которые приняли участие в харьковском военном параде.
Большие проблемы у советских танкостроителей были с установкой двигателя на "БТ-2". Изначально предполагалось использование на танке авиационных двигателей "М-5", являвшихся отечественным аналогом американского "Liberty". Однако "М-5" были сняты с производства и имеющиеся на складах двигатели этого типа требовали капитального ремонта. Для этого нужно было еще больше времени и свободные рабочие руки. Ни того, ни другого не хватало. Было предложение использовать вместо "М-5" более мощный и новый "М-17", но его и так катастрофически не доставало для нужд авиации, поэтому проблема в итоге была решена закупкой в США двух тысяч выработавших ресурс двигателей "Liberty". После проведения капитального ремонта их начали устанавливать в "БТ-2". Вооружение танка для начала 30-х годов было очень хорошим - штатно предполагалась установка 37-мм орудия и пулемета. Они должны были располагаться в спаренной установке в башне. Однако возникли проблемы с изготовлением этой установки и в итоге вооружение устанавливалось раздельно - пулемет располагался в шаровой установке справа от пушки. Из-за нехватки 37-мм орудий Б-3, которые должны были устанавливаться в машину, временно стали применять в качестве основного вооружения спаренную пулеметную установку ДТ-2. Вспомогательный пулемет в боковой шаровой установке также часто оставляли на танке в дополнение к основному вооружению. Таким образом существовало 4 варианта вооружения БТ-2: штатный вариант - 37-мм орудие + пулемет, второй вариант - только 37-мм орудие, третий вариант - пулеметная установка ДТ-2 + пулемет, последний вариант - только пулеметная установка ДТ-2.
Бронирование танка было характерным для начала 30-х - противопульное и слабое, максимальная толщина - 13мм в лобовой проекции. Стоит отметить - особенность ходовой части "БТ-2" и последующих танков серии "БТ" - колесно-гусеничный движитель, позволяющий двигаться как на гусенчном, так и на колесном ходу. Снятие гусениц занимало у экипажа до 40 минут. Скоростные характеристики "БТ-2" были хороши, но тех максимальных скоростей, что потенциально танк мог развить, в реальных условиях эксплуатации он почти никогда не достигал. Что же касается средств связи, то они были самыми примитивными - светосигналы для внутренней связи, сигнальные флажки для внешней.
В боевых условиях танки "БТ-2" впервые оказались в сентябре 1939 года во время Освободительного похода РККА в Западную Украину и Белоруссию, в ходе которого эти территории были выведены из состава Польши и присоединены к СССР. В бою Красная Армия не потеряла ни одного танка "БТ-2", лишь несколько машин вышли из строя по техническим причинам. Более тяжелым испытанием для "БТ-2" оказалась финская война 1939-1940 годов. К концу 30-х танки "БТ-2" были уже явно устаревшими, но тем не менее в ходе Зимней войны немалое количество этих машин было задействовано против финнов, у последних собственно бронетехника вообще по большей части отсутствовала. Потери "БТ-2" в ходе кампании были очень чувствительными - сказывались в первую очередь их технические слабости. В качестве примера можно привести 1-ю легкотанковую бригаду 10 танкового корпуса. Бригада наряду с машинами других типов имела 82 танка "БТ-2". Еще 16 прибыли позднее в качестве пополнения. Итого 98 машин. Потери бригады в ходе боевых действий составили - 90 танков "БТ-2". Правда непосредственно от действий противника было потеряно лишь 20 машин, 68 танков вышли из строя по техническим причинам, ещё две машины провалились под лед. Использовались "БТ-2" и во время Великой Отечественной Войны.
После финской войны "БТ-2" уже использовались в РККА в основном как учебные, но их вновь стали задействовать при формировании механизированных корпусов. К лету 1941-го эти танки конечно уже безнадежно устарели, но все еще могли быть использованы для решения различных второстепенных задач. Из 587 танков этого типа, находившихся в армии, исправны были лишь 366. К орудиям Б-3 часто отсутствовал боекомплект - снаряды для этих
пушек в 1941-м уже не производились, а запасы их были недостаточными. Танки "БТ-2", оснащенные этим орудием могли эффективно поражать лишь самые старую немецкую технику -
"Panzer I",
"Panzer II" и
"Pz.35(t)". Все перечисленные немецкие машины имели преимущество над "БТ-2" в средствах наблюдения и связи. Кроме "Panzer I", все они без труда пробивали слабую 13-мм броню советского танка. Правда и их бронирование не было проблемой для 37-мм орудия "БТ-2". Более новые немецкие танки вроде
"Pz.38(t)",
"Panzer III" или
"Panzer IV" ещё сильнее превосходили "БТ-2" в вооружении и бронировании.
Характеристики последних модификаций этих машин практически не оставляли шансов устаревшему советскому танку - возможности оставались лишь при внезапном огне из засад с очень близких дистанций. Боевая ценность пулеметных версий "БТ-2" была еще более низкой - они могли бороться только лишь с пехотой противника и то в условиях отсутствия у неё противотанковых средств, а у немцев чаще всего эти средства оказывались в нужное время и в нужном месте.
Давая оценку проекту танка "БТ-2", можно сказать, что эта машина безусловно была лишь первым и вместе с тем очень важным шагом на пути к дальнейшему развитию полноценных танковых сил Красной Армии. Появление "БТ-2" как серийной машины с множеством конструктивных решений от советских танкостроителей стало безусловным прорывом и успехом. В будущем от этого танка пойдет целое семейство машин "БТ". В начале 30-х это был безусловно очень хороший танк, имеющий мощное вооружение и хорошую скорость. Но спустя 10 лет, когда началась Великая отечественнная война, машина уже была явно устаревшей. И все же свою главную роль этот танк сыграл, пусть это случилось и не на полях сражений. Главная его роль заключалась в том, что его создание и изготовление дало ценнейший опыт советской промышленности и специалистам-конструкторам. Он стал учебной машиной для многих советских танкистов. Легкий танк "БТ-2" был лишь этапом на пути к созданию более совершенных танков, олицетворяющих собой мощь советской армии. Той армии, которая в итоге и сокрушит гитлеровский Рейх в мае 1945-го.