Бронемашины Второй Мировой Войны

Бронемашины 30-х и 40-х годов XX века

БА-10

БА-10

Советский средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 появился на вооружении Красной Армии за 3 года до начала Великой Отечественной войны – в 1938 году. Главную роль в разработке машины сыграли специалисты КБ Ижорского Завода. БА-10 строился на базе грузовика «ГАЗ-ААА». Естественно были серьезные доработки и модификации исходного варианта шасси, взятого за основу. Получившаяся машина отличалась хорошей проходимостью, чему способствовала колесная формула 6 на 4 и дополнительное оборудование, такое как цепи «Оверолл», которые в тяжелых дорожных условиях могли использоваться на задней оси бронемашины. На борта машины устанавливались запасные колеса, находившиеся в состоянии свободного вращения. Они также способствовали преодолению тяжелых участков местности, не давая БА-10 «сесть на брюхо». Машина спокойно преодолевала рвы глубиной более полуметра и подъемы под углом 24 градуса.

Обзорность машины была вполне удовлетворительной. У водителя имелось окно с откидной бронекрышкой. Аналогичные окна имелись по бортам бронеавтомобиля . Также вести наблюдение можно было через люк на башне, а в условиях боя наблюдение осуществлялось через смотровые щели на бортах башни. Вооружение бронеавтомобиля БА-10 было достаточно хорошим для машины такого класса – 45-мм орудие 20К(знаменитая «сорокапятка»). В спарке с ней в качестве дополнительного вооружения стоял 7.62мм пулемет ДТ 1929 г. В бронировании машины были применены рациональные углы наклона листов стали, хотя само по себе оно было довольно слабым и поражалось многими видами вооружения, надежно защищая разве что от осколков снарядов и пуль, что впрочем характерно для многих бронемашин того же времени.

Бронеавтомобиль подвергался ряду конструктивных доработок и изменений, после чего сменил свое название на окончательное - Б-10М. Эта боевая машина выпускалась в течении пяти лет, причем пик производства пришелся на 1940 год. У БА-10 довольно внушительная военная карьера, которая началась с боев на реке Халкин-Гол, где в стычках с японскими агрессорами эти машины проявили свои лучшие качества. Далее был польский поход и советско-финская война 39-40 годов. К моменту нападения Германии на СССР в составе РККА находилось почти 3 тысячи подобных машин. Они задействовались на советско-германском фронте всю войну, а после разгрома гитлеровского Рейха били японскую Квантунскую армию на Дальнем востоке.