Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231(8 rad) является, пожалуй, одним из самых узнаваемых боевых машин Третьего Рейха. Он появился на свет во второй половине 30-х годов. Его появление и развитие совпало по времени со становлением и усилением фашистского режима в Германии. Главной целью немецких конструкторов при разработке этой машины было в перспективе создать замену для устаревших бронемашин Sd.kfz.231(6 rad). Как несложно заметить, индексы нового и старого автомобилей совпадают, отличаются их окончания, обозначающие колесную формулу. Старые бронеавтомобили Sd.kfz.231(6 rad) с колесной формулой 6x4 уже к середине 30-х годов считались устаревшими. Их плохая маневренность и никудышная проходимость не устраивали немецкую армию, военное и политическое руководство Третьего Рейха, которое активно готовилось к пересмотру итогов Первой мировой войны и Версальского договора, поэтому быстрая модернизация всех видов вооружений была для нацистского руководства приоритетом. Не стал исключением и класс бронемашин.
Германские специалисты в кратчайшие сроки завершили проекты разработки восьмиколесных бронемашин и результатом их деятельности стало появление новой линейки образцов бронетехники – от базовой модели Sd.kfz.231(8 rad) было создано несколько модификаций, таких как например Sd.kfz.232(8 rad) или Sd.kfz.233(8 rad). 233-й оснащался 75-мм короткоствольной пушкой. А к примеру Sd.kfz.263(8 rad) являлся развитием исходного варианта в направлении создания машины для обеспечения связи. Но вернемся к Sd.Kfz.231. Эта машина сама по себе являлась техническим прорывом будучи первым в мире серийным полноприводным бронеавтомобилем в своем классе. Удачная конструкция ходовой части обеспечивала Sd.Kfz.231(8 rad) проходимость, сравнимую с танками. Что касается бронирования, то оно могло защитить находившийся внутри экипаж лишь от пуль и осколков снарядов. Бронеавтомобиль оснащался 20-мм орудием KwK 30 L/55, либо KwK 38 L/55. В качестве вспомогательного вооружения устанавливался 7,92-мм пулемет MG 34.
Обзор водителю, находящемуся в отделении управления, обеспечивали смотровые окна с откидными крышками, оборудованными пуленепробиваемыми стеклами. На машину устанавливались мощные 150-сильные движки. Даже при немалой массе бронемашины это давало высокую удельную мощность – 18 л.с. на тонну и позволяло Sd.kfz.231 двигаться по дорогам с хорошим покрытием на скорости 90км/ч. Даже на сложной местности машина выдавала впечатляющие 30 км/ч. Стоит еще раз подчеркнуть, что главным и ключевым достоинством Sd.kfz.231(8 rad) была конструкция шасси, в которой все колеса были управляемыми. Машина могла двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, уверенно преодолевала пересеченную местность. Бронеавтомобиль также имел средства связи.
Боевым крещением для Sd.Kfz.231 стала операция по присоединению Австрии к Германии(так называемый «Аншлюс»). В 1938-1939 годах эти машины участвовали в захвате Судетской области, а также Чехии и Моравии. Однако все это было лишь прелюдией к настоящему боевому крещению в войне 1939 года против Польши. Это был первый случай с начала гитлеровских захватов, когда противник оказывал Вермахту серьезное сопротивление. Тем не менее польской армии надолго не хватило. Sd.Kfz.231 продемонстрировали в ходе боевых действий свои лучшие качества – хорошую проходимость и маневренность, а также вполне достойную огневую мощь. По своим характеристикам этот бронеавтомобиль превосходил практически всю польскую боевую технику, кроме легких танков 7ТР и Vickers E.
Далее Sd.Kfz.231 и их модификации принимали участие во Французкой кампании 1940 года, завершившейся разгромом англо-французских союзников и спешной эвакуацией остатков их сил на британские острова, что закрепило господство Германии в Европе. Отметились эти машины на Балканах, в Северной Африке, ну и конечно же в кампании против СССР, ставшей для фашистского Рейха роковой ошибкой. На североафриканском театре военных действий обнаружился весомый недостаток машины – из-за жары и плохой системы охлаждения, не справлявшейся с перегревами двигателя, последний часто выходил из строя. А в СССР при тяжелых погодных условиях весны и осени колесный Sd.Kfz.231 с трудом мог перемещаться и маневр этих машин был очень ограничен. Кроме того, РККА оказывала немецким войскам куда более сильное сопротивление, чем европейские армии, из-за чего даже бронемашины, выполняющие вспомогательные задачи вроде разведки, несли тяжелые потери.
И все же стоит признать, что немцам удалось создать очень хорошую машину, главной особенностью которой было полноприводное шасси. Sd.Kfz.231 были основными тяжелыми бронеавтомобилями Вермахта и служили всю войну. Даже на момент капитуляции немецкая армия все еще обладала внушительным количеством этих машин. До нашего времени сохранилось лишь несколько Sd.Kfz.231. В частности, один образец экспонируется в британском военном музее Бовингтона.