Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

КВ-5, СССР

Прототипы

КВ-5, СССР

КВ-5, СССР

КВ-5 – один из интереснейших проектов советских конструкторов, к сожалению так и не воплощенных в жизнь. Разработка и проектирование танка велись в 1941-м году на Кировском(бывшем Путиловском) заводе в Ленинграде. Они были развернуты в июне, фактически перед самым началом войны с Германией. Работой руководил знаменитый советский конструктор Жозеф Котин. Предполагалось, что к осени 1941-го работы над проектом КВ-5 будут завершены и начнется изготовление машины .

Характеристики советского сверхтяжелого танка КВ-5

Согласно плану толщина лобового бронирования башни «КВ-5» должна была составить 170мм, а толщина бортового бронирования -150мм. Для 1941-го года это были очень внушительные цифры. Штатные противотанковые средства армий того времени не имели возможности для эффективного поражения боевых машин с подобным бронированием. Что касается вооружения «КВ-5», то в качестве основного орудия планировалась установка 107-мм пушки ЗИС-6, а мощность двигателя новой машины предполагалась не ниже 1200л.с., хотя позднее оказалось что создать подобный образец двигателя в связи с началом военных действий не удасться, вместо этого будет предложена конструкция параллельной установки двух дизельных двигателей мощностью по 600л.с. каждый.

Учитывая огромную массу машины – 100 тонн и наличие 3-х башен, «КВ-5» можно классифицировать как сверхтяжелый многобашенный танк прорыва. Основная башня с установленным орудием ЗИС-6 имела интересную форму ромба, которая была совершенно оправдана с точки зрения компоновки танка, поскольку решала сразу несколько конструктивных проблем с расположением членов экипажа и углами возвышения орудия. Экипаж машины составлял шесть человек, из них двое были заряжающими. Наличие сразу двух заряжающих было необходимой мерой, поскольку снаряды 107-мм орудия имели массу более 16 кг, что затрудняло быструю перезарядку после выстрела. Что же касается характеристик самого орудия ЗИС-6, то они действительно впечатляли – начальная скорость полета снаряда равнялась 800 метрам в секунду. Это означало, что это орудие в 1941 году могло на огромной дистанции поразить любой танк вероятного противника.

Сложно дать однозначную оценку нетривиальному проекту советских конструкторов под названием «КВ-5». С одной стороны это действительно впечатляющая и мощная боевая машина с серьезным противоснарядным бронированием, уязвимым лишь для огня крупнокалиберной артиллерии и мощным орудием, пробивавшем броню любой техники на момент своего создания. С точки зрения тактико-технических характеристик «КВ-5» превосходит любой немецкий, английский или американский танк того же периода. Однако, он не лишен и недостатков – это огромная масса, затрудняющая движение по сложнопроходимым участкам местности и переправы через реки по мостам, а также большой силуэт, облегчающий противнику прицеливание.

Невозможно предсказать насколько эффективным мог бы оказаться «КВ-5» в условиях реального боя, поскольку внушительные тактико-технические характеристики на бумаге не всегда означают эффективность в условиях реального боя, но проект был однозначно интересным. К сожалению ни одного танка «КВ-5» так и не было выпущено. В конце лета 1941-го года проект был свернут, поскольку на доработку его не было времени – германская армия стремительно продвигалась вглубь СССР и вскоре окружила Ленинград. Все силы конструкторов были брошены на более важные проекты модернизации и улучшения существующих вооружений.