Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

Fiat 2000 (Фиат 2000), Италия

Прототипы

Fiat 2000 (Фиат 2000), Италия

Fiat 2000 (Фиат 2000), Италия

Несмотря на то, что данный танк относится к эпохе Первой мировой войны, его конструкция и история создания представляют определенный интерес для заинтересованного читателя. Дело в том, что для итальянского танкостроения вообще не было характерным создание тяжелых танков, поскольку в силу географического положения основной упор делался на создании военно-морского флота и авиации. Тем не менее в 1916 году началась разработка тяжелого танка, который позже получит название «Fiat 2000» и станет одним из первых образцов итальянской наземной военной техники. Итальянская машиностроительная компания «Fiat», взявшая выполнение военного заказа на себя, подготовила пробный проект к лету 1917 года, однако он был ещё не до конца завершен и фактически его довели до стадии готового экземпляра лишь в 1918 году.

«Fiat 2000» сильно напоминал первые британские танки «Mark V», однако итальянский танк был значительно тяжелее – его масса составляла 40 тонн. Сильная разница была заметна и в компоновке боевой машины. Создатели «Fiat 2000» применили ряд совершенно новых конструктивных решений - танк оснащался 6-ти цилиндровым двигателем мощностью 240л.с., в котором было предусмотрено водяное охлаждение. Сам агрегат находился отдельно от экипажа, соединяясь с катками с помощью поперечной тяги. Бак тяжелого танка «Fiat 3000» вмещал до 1000 литров топлива, но запас хода машины был скромным – всего 75 км. Самой же интересной особенностью этой боевой машины являлось то, что наряду со знаменитым французским «Renault FT-17», «Fiat 2000» был одним из первых в мире танков с вращающейся башней, установленной на корпусе.

Характеристики экспериментального итальянского танка "Fiat-2000"

Основное орудие танка – мощное 65-мм орудие образца 1913 года. Кроме этого по периметру корпуса на танк устанавливались пулеметы калибром 6.5-мм, всего их было 9 штук(3 с кормы, по 2 с каждого бока и 2 во фронтальной проекции). Их размещение и хорошие углы наведения позволяли простреливать практически всё пространство вокруг танка. С учетом недостатка противотанковых средств в Первую мировую войну, нетрудно представить себе, что эти боевые машины могли бы добиваться неплохих локальных успехов при прорыве обороны противника на определенных участках фронта. Однако в боевых действиях им поучаствовать не удалось. Из серийного заказа на 50 машин фактически было изготовлено по разным данным от 2 до 4 штук. Танк так и остался экспериментальным образцом.

После окончания Первой мировой войны, итальянцы использовали несколько выпущенных «Fiat 2000» в Ливии, где выяснилось, что этот танк слишком медлителен и вследствие чего совершенно непригоден для ведения боевых действий в ливийских условиях – скорость «Fiat 2000» составляла всего 4 км/ч. Пожалуй самым примечательным моментом в военной карьере этих боевых машин стала демонстрация на римском стадионе, где на глазах короля «Fiat 2000» преодолел насыпь высотой свыше метра, затем пробил корпусом трехметровую стену и переехал несколько деревьев, повалив их своей массой. Однако все это не принесло этому вообщем-то неплохому образцу раннего итальянского танкостроения никакой популярности.

В начале 30-х годов один из уцелевших к тому времени «Fiat 2000» принял участие в параде «Campo Dux», а позже его поставили в качестве памятника в итальянском городе Болонье. В наше время судьба уцелевших прототипов «Fiat 2000» неизвестна. Вероятнее всего оставшиеся образцы были утрачены в ходе Второй мировой войны. Увы, но вполне неплохая идея итальянских конструкторов не получила своего дальнейшего развития, хотя многие военные эксперты тех лет отмечали неплохие для своего времени боевые параметры танка.