Экспериментальную немецкую боевую машину под названием «Маус» можно отнести к типу так называемых сверхтяжелых танков, габариты и масса которых намного превосходят принятые за эталон параметры танков, относящихся к классу тяжелых. Трудно сказать что же сподвигло руководство Третьего Рейха инициировать производство подобной машины, но более всего это напоминало жест отчаяния, поскольку остановить армии стран Антигитлеровской коалиции на пути к Берлину ничего уже не могло.
Что же касается разработки этого танка, то она началась ещё до катастрофических отступлений немецких войск на восточном фронте и высадки союзников в Нормандии. На излете 1942 года германское руководство во главе с Гитлером поручает немецким конструкторам фирм «Daimler-Benz», «Krupp» и «Siemens» разработку нового танка прорыва. Каждая из фирм отвечала за определенные узлы и агрегаты машины, а сборку должна была осуществить компания «Alkett». Работы осуществлялись под руководством знаменитого немецкого конструктора Фердинанда Порше.
Весной 1943 года деревянный макет танка «Маус», выполненный в натуральную величину был представлен германскому руководству – танк осмотрел лично фюрер. В конце года были начаты испытания. Два полностью функционирующих образца сверхтяжелого танка «Маус» удалось изготовить лишь ближе к концу войны. У Германии катастрофически не хватало ресурсов для выпуска столь дорогой машины. Что же касается технических характеристик, то танк был выполнен действительно очень качественно – несмотря на огромную массу(188 тонн) имел низкое удельное давление на грунт, потрясающее бронирование(200мм лобовая проекция) и достаточно хорошее вооружение - два орудия 128 мм о KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Тем не менее известный немецкий танковый гений Гейнц Гудериан практически сразу забраковал данную боевую машину, прежде всего из-за отсутствия пулеметного вооружения, необходимого для противодействия пехоте в ближнем бою и неадекватно огромной массы.
В действительности Гудериан был прав – два вышеперечисленных недостатка делали «Маус» крайне уязвимым в борьбе с пехотинцами противника, которые без труда могли лишить машину хода, например подорвав гусеницу, а веса танка не выдерживал ни один мост и преодоление водных преград было сопряжено с огромными трудностями. Но самым главным недостатком «Мауса» было то, что ослабленной немецкой экономике производство этих машин было просто «не по карману». В бой «Маусы» так и не вступили – в апреле 1945 года испытательный полигон, на котором они размещались, был занят Красной Армией. При отходе немцы попытались подорвать оба экспериментальных образца, однако серьезно повредить удалось лишь одну машину, вторая же позднее была благополучно вывезена в СССР. В настоящее время сверхтяжелый немецкий танк «Маус» является одним из экспонатов Военно-исторического музея в Кубинке, где его до сих пор и можно увидеть.